foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Есть такое направление – «чистое искусство» или «искусство для искусства». Его представители считают, что поэзия должна держаться в стороне от злободневных тем и от этого она только выиграет. Основными же темами искусства являются любовь в ее различных проявлениях, природа и само искусство. Вот почему русские (и не только) поэты, начиная с Ломоносова и Державина, достаточно часто обращались к теме, которая когда-то, в советское время, называлась хрестоматийно – «тема назначения поэта и поэзии».

Обзор этот уместно начать с переводы оды древнеримского поэта Горация «К Мельпомене». Это произведение близко к тексту перевел М.В.Ломоносов, а вот Державин и Пушкин уже сделали вольный перевод, применительно к себе и к своим заслугам перед русской словесностью.

Первый поставил себе в заслугу «забавный русский слог» и дерзать «истину царям с улыбкой говорить». Пушкин же – то, что пробуждал звуками своей лиры «добрые чувства» и был певцом Свободы в «жестокий век».

Пушкина эта тема занимала часто. Например, в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» утверждается право поэта продавать свои стихи, при этом не продаваясь самому. В сонете «Поэту» отстаивается право поэта идти своей дорогой, не обращая внимания ни на похвалу, ни на критику. Главное – самооценка, удовлетворение от написанного. Поэт откликается чуткой душой на всё, но в ответ не всегда получает отклик – такова мысль стихотворения «Эхо». «Пророк» — одна из вершин пушкинской лирики. Божий огонь должен помочь поэту «глаголом жечь сердца людей».

М.Ю.Лермонтов как бы заново переписывает некоторые стихотворения Пушкина, например, того же «Пророка». В одноименном стихотворении говорится о том, что участь поэта-пророка незавидная – он изгнанник, его презирают и издеваются над ним.

Н.А.Некрасов наполнил эту тему гражданским звучанием. Тогда и прозвучала его, ставшая знаменитой формула: «Поэтом можешь ты не быть, но Гражданином быть обязан». Кстати, гораздо раньше поэт-декабрист К.Ф.Рылеев еще более категорично утверждал: «Я не Поэт, а Гражданин». И эхом вторят строки нашего современника – поэта Евгения Евтушенко: «Поэт в России – больше, чем поэт». Так было, и отрицать это невозможно.

Обращались к теме и поэты «серебряного века»: Анна Ахматова, Борис Пастернак, Осип Мандельштам. Вплоть до нашего времени, когда пермский поэт Алексей Решетов написал пронзительные строки о том, что стихи пишутся «чистой кровью», а также «с красной начинаются строки И красной завершаются строкою». Потому что слово поэта – это его дело. Какое слово – такое и дело.