Прекрасное и безобразное — две стороны одной медали. Одно без другого не существует, одно питается от другого. Даже в повседневной жизни. То, что вызывает у человека восхищение и чувство наслаждения, может считаться прекрасным, а то, что вызывает отвращение и ужас, — уродливым. Хорошо разбирались в прекрасном и безобразном древние греки. Предварительное определение этих двух понятий относится именно древнегреческим мудрецам.
Если пристально присмотреться к жизни вокруг касс, то прекрасное и уродливое сами себя разоблачат. Например, выражения человеческих лиц. Хищное и злое выражение на лице человека, конечно, является уродливым: не таким должен быть человек. А вот світлочола человек с ясными глазами, которая напоминает портреты эпохи Возрождения, может считаться прекрасной.
То есть быть прекрасной для человека означает полностью соответствовать своей внутренней сути. Когда же между замыслом Творца и поведением человека заметна разительная разница, то это проявление безобразного.
Попробуем отыскать не обезображенный человеком ландшафт и внимательно рассмотрим его. Что бы это не было — лес, степь или река — каждый природный ландшафт прекрасный. Даже старая полумертвая ветка или какой-то полуразрушенный камень является воплощением вечной гармонии и течения времени. Нельзя сказать, что берег дикой реки некрасивый, потому что по нему волны разбросали остатки водорослей. Ведь именно так выглядела природа за миллионы лет до появления человека, когда ни о прекрасном, ни о безобразном никто еще и не слыхивал.
То, что лишено души, может быть совершенным или совершенным, но никогда — прекрасным. Для того чтобы произведение искусства, архитектурное чудо или просто улыбка засияла всеми лучами своей сути, надо вкладывать в них душу.
Ведь человек по своей природе — художник, и в ее силах изменять все вокруг себя. Замечательно было бы, если бы эти изменения всегда оказывались изменениями к лучшему. Тогда бы в мире было как можно больше прекрасных вещей, мыслей, чувств и наименее уродливой жестокости во всех ее проявлениях.