Порой мы слышим о том, что красота — это единственная сила, способная покорять пространство и время, вдохновляя музыкантов, художников и поэтов; что никто не может устоять перед ее загадочным притяжением. Вслед за Ф. Достоевским произносим мы: «Красота спасет мир». Так сделать ли нам красоту всеобщей истинной религией? Но стоит поразмыслить, и мы приходим к убеждению, что подобная религия невозможна. Как раз-таки по той простой причине, что представления о красоте менялись не только по эпохам, но и странам и континентам.
Когда мы, пораженные увиденным, восклицаем: «Красота!», мы чаще всего подразумеваем: «Великолепно!». Но как отреагирует на то же зрелище австралийский абориген, китаец, африканец или американский индеец? Как бы отреагировали наши собственные предки? Ведь когда мы включаем магнитофонную кассету с современными молодежными песнями, то слышим из уст своих бабушек и дедушек примерно следующее: «Тьфу! Чертовщина какая-то!» И это реакция людей, с которыми нас разделяет всего лишь одно поколение — наших родителей. Что же тогда говорить о представлениях о красоте, которые существовали в разные эпохи? Например, на заре цивилизации смысл красоты состоял в гармоничном сожительстве человека и природы. Древний человек еще не превратился в воинственного покорителя. Он жил естественной жизнью в естественной среде обитания и в этом, как мне кажется, видел красоту. Существовало ли в те времена представление о женской красоте? Если да, то культ женской красоты заключался в способности женщины соответствовать плодородной земле. Об этом говорят и тучные формы древних женщин на наскальных рисунках, и статуэтки с их изображением. Представления о совершенной красоте, которая близка даже нашему времени, возникают в античности. Гармония, пропорции, правильные линии мужских и женских силуэтов. Но все это красота, воспринимаемая зрительно. Мне же куда более совершенной представляется красота, запечатленная в слове. Она не может оставить равнодушным, не может не поразить мысль и воображение. Я имею в виду певца Гомера, который в своей бессмертной «Илиаде» дает, на мой взгляд, гениальное описание женской красоты Елены Прекрасной. Он не говорит, какого роста была Елена, какие у нее были волосы, глаза, губы, улыбка или что-то еще. Гомер устами мудрых старцев говорит, что это была красота, достойная изнурительной десятилетней войны. Идеал красоты, близкий античному, возникает в эпоху Возрождения. В это время в мужчине и женщине снова начинают ценить цветущую силу, которая воспринимается важнейшей предпосылкой творческой мощи. Совершенная красота эпохи Возрождения предполагала категорическое устранение из мужского образа женственности, а из женского образа — мужественности. Мужчина считался красивым, если в нем были развиты признаки, которые характеризовали его половую активность: сила и энергия. Совершенную красоту имели те женщины, которые обладали данными, необходимыми для выполнения роли материнства. В противоположность Средневековью, предпочитавшему женщину с узкими бедрами и стройной талией, в женщине стали ценить широкие бедра, крепкую талию, толстые ягодицы и пышную грудь.