Творчество великого русского писателя Антона Павло-вича Чехова относится к концу XIX века. Он родился в 1860 году, то есть его рождение практически совпало с реформой 1861 года, и формирование личности писате-ля шло уже в после реформенной России, состояние ко-торой он прекрасно изобразил в своих произведениях.
Чехов стремился к тому, чтобы в его пьесах господствовала жизненная правда, неприкрашенная, во всей её обычности, будничности.
Показывая естественное течение повседневной жизни обычных людей, Чехов кладёт в основу своих сюжетов не один, а несколько органически связан-ных, переплетающихся между собой конфликтов. При этом ведущим и объединяющим является по преимуществу конфликт действующих лиц не друг с другом, а со всей окружающей их социальной сре-дой.
В пьесе «Вишнёвый сад» основной конфликт, отражая глубокие общественные противоречия конца XIX – начала XX века, заключается в желании Раневской сохранить за собой вишнёвый сад и в стремлении Лопахина превратить вишнёвый сад в капиталистическое предприятие.
Но, подчёркивая индивидуальные положительные особенности дворянских персонажей, Чехов убедительно показывает, что, будучи представителями паразитического класса, отживающих общественных отношений, они являются отрицательными в своих определяющих чертах. Так, доброта Раневской не выражает её жизненных принципов. Это лишь условность, видимость, манеры поведения человека по существу откровенно эгоистичного. Эгоизм Ранев-ской воспитан в ней всем образом её жизни, привычкой к тому, чтобы люди преклонялись перед её богатством, благоговели перед её красотой и выполняли её прихоти.
Смысл жизни она видит лишь в сменяющихся личных удовольствиях, в сердечных увлечениях, но и здесь она не обладает ни глубиной, ни цельностью чувств. В сущности – это всего-навсего чувствитель-но-слезоточивая, капризная и легкомысленная бары-ня, с весьма не глубокими, быстроменяющимися настроениями. Лично у меня Любовь Андреевна вы-зывает неприязнь, это действительно человек прошлого, отживающий свой век, потому что она уже не сможет жить по-новому, не сможет изменить свои жизненные принципы. У действующих лиц «Вишнёвого сада» противоречие между социально-типическим и индивидуальным наиболее резко проявляется в характере купца Лопахина.
Лопахин не является той общественной силой, которая была способна в корне изменить жизнь и внести в неё начала подлинной справедливости и красоты. Свою огромную энергию, хозяйственную практическую сметку он направляет на удовлетворение не общественных интересов, и личных стремлений к наживе и обогащению.
Но у Лопахина есть такие индивидуальные каче-ства, которые находятся в противоречии с сущно-стью его характера. Это известная мягкость, доброта, лиризм, стремление к красоте. Разве типично для купца сочувствие Раневской, стремление помочь помещице спасти вишнёвый сад от продажи и появления неловкости оттого, что приобрёл вишнёвый сад именно он. Разве типична для купечества такая черта Лопахина, о которой говорит Трофимов: - «тонкая, нежная душа»?
Но поступки Лопахина определяются не этими частными, индивидуальными чертами, а теми, которые отражают социально-типическую сущность его характера. Несмотря на свойственную ему сентиментальность, Лопахин купил имение Раневской, которой он многим обязан, он явно бестактно, при ней начинает рубить вишнёвый сад.
На мой взгляд, Лопахин – человек цели, и как он ведёт себя с Раневской и остальными, это не имеет большого значения - главное то, что это человек практичный, жизнедеятельный и на него всегда можно положиться, ведь это человек настоящего.
Ответственность за завтрашний день в пьесе ло-житься на молодое поколение его представителем является Петя Трофимов.
Трофимов – демократ по происхождению, по при-вычкам и убеждениям. Создавая образы Трофимова, Чехов выражает в этом образе такие ведущие чер-ты, как преданность общественному делу, стремление к лучшему будущему и пропаганда борьбы за него, патриотизм, принципиальность, смелость, трудолюбие. Трофимов несмотря на свои 26 или 27 лет, имеет за плечами большой и тяжёлый жизненный опыт. Его уже два раза исключали из университета. У него нет уверенности, что его не исключат в третий раз и что он не останется «вечным студентом».
Эгоизму помещиков и купцов Трофимов противопоставляет свою преданность общественному делу, свой патриотизм.
Трофимов – человек именно такого мировоззре-ния, и это является причиной его абстрактных представлений о будущем и о путях борьбы за него.
Драматургия Чехова, откликавшаяся на актуаль-ные вопросы своего времени, обращавшиеся к повседневным интересам, переживаниям и волнениям обычных людей. Поэтому она всегда оказывала на читателей и зрителей огромное влияние.