foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

История создания

Стихотворение «Железная дорога» — одно из самых драматич­ных произведений Некрасова. Впервые стихотворение с указанием автора «Посвящается детям» было опубликовано в десятом номере журнала «Современник» за 1865 год. Опубликованное стихотворе­ние вызвало негодование цензуры — после двух предостережений в июне 1866 года журнал закрыли.

Особые нарекания были в адрес эпиграфа, который, по мнению цензуры, придал стихотворению острый общественный смысл и бросал тень как на бывшего главно­управляющего железными дорогами графа Клейнмихеля, так и на его умершего покровителя, то есть царя.

Реальной основой стихотворения «Железная дорога» явилась постройка (1842-1855 гг.) первой в России Николаевской железной дороги (ныне Октябрьской). Первого ноября 1851 года открылось постоянное движение поездов по магистрали Санкт-Петербург — Москва, величайшей по протяженности и наиболее совершенной в мире по техническому оснащению двухпутной железной дороги. В России это было время крепостного строя, свободной рабочей силы было очень мало. Поэтому основными строителями железной доро­ги были государственные и крепостные крестьяне, которых приво­дили на строительство партиями, бессовестно обманывали, нажива­ли на их труде огромные состояния. Крепостных вообще помещики отдавали в аренду. Юридически строители Николаевской железной дороги были совершенно беззащитны. Россия знала в то время один способ строительства — подрядный. Именно так и строилась Нико­лаевская железная дорога.

Этой стройкой руководил один из важных сановников того вре­мени граф П.А. Клейнмихель. Желая угодить царю необычайно бы­стрым темпом работ, он не щадил ни здоровья, ни жизни рабочих; несчастные умирали сотнями и тысячами в сырых и холодных зем­лянках.

В русской литературе в то время было немало написано стихов, посвященных железной дороге. В них авторы благодарили импера­тора и чиновников, называя их строителями железной дороги. Не­красов создал стихотворение в противовес этой литературе.

Близкий приятель Некрасова инженер Валериан Александрович Панаев, лично участвующий в работах по строительству железной дороги, так характеризовал положение рабочих: «Землекопы пре­имущественно нанимались в Витебской и Виленской губерниях из литовцев. Это был самый несчастный народ на всей русской земле, который походил скорее не на людей, а на рабочий скот, от которо­го требовали в работе нечеловеческих сил безо всякого, можно ска­зать, вознаграждения».

Это подтверждает и официальный доклад тогдашнего ревизора Мясоедова. Оказывается, что за полгода каторжной работы земле­копы получали в среднем 19 рублей (то есть 3 рубля в месяц), что у них не хватало ни одежды, ни обуви, что, пользуясь неграмотностью и забитостью людей, приказчики обсчитывали их на каждом шагу. А когда один из землекопов выразил недовольство казенным пайком, его наказали плетьми. В другой раз жандармы выпороли 80 рабочих из партии в 728 человек. Будучи доведены до крайнего отчаяния, рабочие то и дело убегали на родину, но их ловили и возвращали на стройку.

Род, жанр, творческий метод

«Железная дорога» по размеру небольшое стихотворение. Одна­ко по масштабу событий, по своему духу это стихотворение — на­стоящая поэма о народе. Публицистическая направленность стихо­творения сочетается с художественным изображением картин непосильного труда рабочих, поэтическое обобщение — с глубоким лиризмом, поэтическое изображение русской осени и природы — с идейной направленностью.

Тематика

Главное содержание поэзии Некрасова — любовь и сострадание к простым людям, к народу, к русской земле. В своем стихотворении «Железная дорога» Некрасов затронул актуальную для тех лет про­блему — роль капитализма в развитии России. На примере строи­тельства железной дороги автор показал, как ценой непосильного труда и жизней сотен простых людей новые общественные отноше­ния утверждались в России.

Некрасов не ограничился показом ужасов каторжного труда. Он восхищается трудовым подвигом людей, которые «надрывались под зноем, под холодом, с вечно согнутой спиной, жили в землянках, боролися с голодом, мёрзли и мокли, болели цингой», и все же по­строили дорогу. Некрасов воспевает народный труд, прославляет «привычку к труду благородную». Он прославлял народное терпение и выносливость, трудолюбие и высокие нравственные качества: «Эту привычку к труду благородную / Нам бы не худо с тобой перенять... / Благослови же работу народную / И научись мужика уважать».

И в то же время с душевной болью автор показывает покорность народа, смирившегося со своим положением. Противопоставляет красоту, разлитую в мире природы: «нет безобразья в природе... все хорошо под сиянием лунным», — тому «безобразью», которое царит в мире человеческих отношений, и вновь подчеркивает любовь к «родимой Руси».

Идея

В «Железной дороге» слышится уверенность поэта в светлом бу­дущем русского народа, хотя он и отдает себе отчет в том, что эта прекрасная пора наступит нескоро. А в настоящем в «Железной до­роге» предстает та же картина духовного сна, пассивности, забито­сти и смирения. Предпосланный стихотворению эпиграф помогает автору высказать свой взгляд на народ в полемике с генералом, ко­торый называет строителем железной дороги графа Клейнмихеля, а народ в его представлении - это «варвары, дикое скопище пьяниц». Некрасов в стихотворении опровергает это утверждение генерала, рисуя образы подлинных строителей дороги, рассказывая о тяже­лейших условиях их жизни и труда. Но поэт стремится пробудить в юном Ване, олицетворяющем молодое поколение России, не только жалость и сострадание к угнетенному народу, но и глубокое уваже­ние к нему, к его созидательному труду.

Основные герои

В стихотворении нет отдельных героев. Есть картины народной жизни, создающие широкую социальную панораму и объединенные одной темой. Поэт гневно возмущается ужасными условиями, в ко­торых находился народ, тем, что считается, что дорогу построил на­чальник строительства граф Клейнмихель, а не народ — оборван­ные мужики, согнанные на строительство дороги голодом. Толпы призраков-мертвецов, окружающие несущийся поезд, — это жертвы непосильной работы и лишений при постройке дороги. Но их труд не пропал даром: они создали великолепное сооружение, и поэт прославляет народ-труженик. Из этой толпы автор выделяет фигуру землекопа: «губы бескровные», «веки упавшие», «язвы на тощих ру­ках». А рядом с ними — виновник народных бедствий — разжирев­ший «лабазник». Это самоуверенный, хитрый и наглый казнокрад.

Образы в «Железной дороге» наглядны и реалистически беспо­щадны. Народ изображен правдиво — таким, каков он есть в дейст­вительности. Поэт не просто обращается в своем произведении к многострадальному русскому трудовому народу, он сливается с на­родным сознанием. В борьбе за место в жизни человек у Некрасова выступает не как одиночка, противопоставленный обществу, а как полноправный представитель народных масс.

В стихотворении изображен народ в двух ипостасях: великий труженик, по делам своим заслуживающий всеобщего уважения и восхищения, и терпеливый раб, которого остается лишь пожалеть, не оскорбив этой жалостью. Автор осуждает народ, который смирился со своим положением и не решается на открытый протест. Однако поэт уверен, что трудолюбивый русский народ не только проложит железные дороги, но и создаст в будущем «пору прекрасную».

Народу противостоит в стихотворении генерал, который в сво­ем монологе пытается выступить в роли защитника эстетических ценностей, вспоминая Колизей, Ватикан, Аполлона Бельведерского. Однако перечисление произведений искусства и культуры в устах генерала сменяется ругательствами в адрес народа: «варвары», «ди­кое скопище пьяниц», что свидетельствует о его истинной культуре. Генерал воспринимает народ как разрушителя всего прекрасного, а не созидателя.

Сюжет и композиция

Стихотворению предшествует эпиграф — разговор в вагоне ме­жду мальчиком Ваней и его отцом. Мальчик спрашивает отца о том, кто строил железную дорогу. Отец («в пальто на красной подклад­ке») назвал «графа Петра Андреевича Клейнмихеля». Пальто на красной подкладке носили только генералы. А армячок же Вани — демонстрация генеральского «народолюбия». Папаша хочет под­черкнуть свою любовь к «простому мужичку». Лживому утвержде­нию генерала о том, что строил дорогу начальник железнодорожно­го строительства граф Клейнмихель (который прославился хищениями и взятками), Некрасов противопоставляет подлинную правду и показывает истинного строителя дороги — народ.

В «Железной дороге» две сюжетные линии. Первая из них: рас­сказ лирического героя, задетого словами «доброго папаши» — ге­нерала, об истинных строителях железной дороги. Вторая линия — это сон Вани, в котором появляется толпа строителей, рассказы­вающих о своей нелегкой судьбе.

Стихотворение состоит из четырех частей. В первой части пе­ред нами — прекрасный осенний пейзаж: воздух «здоровый, ядре­ный», листья «желты и свежи лежат как ковёр», всюду — «покой и простор». Автор подчеркивает: «Нет безобразья в природе!» Первая часть является экспозицией дальнейшего повествования.

Вторая часть — основная в стихотворении. Поэт — лириче­ский герой — рассказывает Ване правду о строительстве железной дороги: «Труд этот, Ваня, был страшно громаден — / Не по плечу од­ному!» Мальчик узнает, что настоящим строителем дороги является не царский ставленник и казнокрад, а народ, согнанный на строи­тельство «чугунки» голодом. По обеим сторонам дороги — «косточки русские», «толпа мертвецов». В заключительных словах лирический герой обращается не только к мальчику, но и ко всему молодому по­колению 60-х годов XIX века.

В третьей части генерал требует обратиться к «светлой сторо­не» строительства, он возражает против рассказа автора. Здесь в полной мере раскрывается характер генерала, пустого и жестокого человека. Однако рассказ продолжается. Тяжелый непосильный труд («надрывались под зноем, под холодом»), голод людей, которых грабили десятники, «секло начальство, давила нужда» — в центре третьей части стихотворения.

Четвертая часть, рисуя «светлую сторону», наполнена ирони­ей, скрытой насмешкой в изображении картины получения награды за «труды роковые»: «Мертвые в землю зарыты; больные / Скрыты в землянках...». А те, кто не умер от голода и болезней, оказались об­манутыми: «Каждый подрядчику должен остался...».

Художественное своеобразие

Повествование в стихотворении начинается с описания пре­красного осеннего пейзажа. Автор показывает, что в природе «нет безобразья», все соразмерно. Изображение «покоя» в природе про­тивопоставлено картинам непосильного труда и бесчеловечного отношения к простым людям. Некрасову свойственно в поэзии пре­увеличение. И в стихотворении «Железная дорога» оно присутству­ет. Поэт обращается к многообразным средствам художественной изобразительности.

В самом названии стихотворения эпитет «железная» несет в себе оценочный смысл, то есть дорога, построенная тяжелым трудом.

Для того чтобы рассказать о тяжести и подвиге народного труда, поэт обращается к приему, достаточно известному в русской лите­ратуре,— описанию сна одного из участников повествования. Сон Вани — это не только условный прием, а реальное состояние маль­чика, в чьем растревоженном воображении рассказ о страданиях, с которым обращается к нему рассказчик, рождает фантастические картины с ожившими под лунным сиянием мертвецами и странны­ми песнями.

Стихотворение написано истинно народным поэтическим язы­ком. Как всегда, «заговорил народ; точнее — поэт сам, лично загово­рил как русский простолюдин, языком, прибаутками, юмором кре­стьянина, рабочего, наборщика, солдата и проч.» (В.В. Розанов).

«Железная дорога» написана в основном четырехстопным дак­тилем, построение строки стихотворения позволяет передать рит­мический стук колес идущего поезда.

Значение произведения

Стихотворение «Железная дорога» остается и поныне актуальным и самым цитируемым произведением Некрасова, предсказавшего долгий путь к народному счастью. Некрасов — один из поэтов, кото­рые определяют направленность искусства на долгие годы, на целые периоды его развития. И литература критического реализма, и живо­пись (художники-передвижники), и в некотором отношении даже русская музыка — развивались под воздействием скорбной и страст­ной поэзии Некрасова. Сострадание, обличение и протест проникали во все сферы русской жизни. Социальный характер русской культуры складывался в значительной степени под влиянием Некрасова.

НА Некрасов создал новый тип поэтической сатиры, сочетая эле­гические, лирические и сатирические мотивы в пределах одного стихотворения, как в «Железной дороге». Некрасов расширил воз­можности поэтического языка, включая в лирику сюжетно- повествовательное начало. Он освоил русский фольклор: склонность к песенным ритмам и интонациям, использование параллелизмов, повторов, трехсложных размеров (дактиля и анапеста) с глагольны­ми рифмами. Некрасов поэтически осмыслил пословицы, поговорки, народную мифологию, но главное — он творчески перерабатывал фольклорные тексты, раскрывая потенциально заложенный в них ре­волюционный, освободительный смысл. Необычайно раздвинул Не­красов и стилистический диапазон русской поэзии, используя разго­ворную речь, народную фразеологию, диалектизмы, смело включая в произведение разные речевые стили — от бытового до публицисти­ческого, от народного просторечия до фольклорно-поэтической лек­сики, от ораторско-патетического до пародийно-сатирического.