foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

1)  История создания сборника И.С. Тургенева «Записки охот­ника».

В 1845 году И.С. Тургенев решил полностью посвятить себя литературной деятельности. За два года до этого Иван Сергеевич знакомится с известным критиком В.Г. Белинским, который и явился идейным вдохновителем будущего сборника «Записки охотника». Летние месяцы И.С. Тургенев проводил в деревне, где всё свободное время отдавал охоте.

Охотники в силу особой странствующей сущности своей профессии отличались от про­стых крепостных: они были более открытыми, чугкими к красо­там природы, сохранили вольный и независимый ум. Встречаясь с разными охотниками из народа, слушая их рассказы, Тургенев постепенно погружался в стихию народной жизни, у писателя начинал формироваться замысел будущего литературного про­изведения. Так, в 1847 году в журнале «Современник» был опуб­ликован первый рассказ И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч», поло­живший начало сборнику, названному писателем «Записки охотника». Уже при жизни Ивана Сергеевича сборник был очень популярен.

Предложения интернет-магазинов

2)     Особенности жанра произведения И.С. Тургенева «Бежин луг». Произведение И.С. Тургенева «Бежин луг» является расска­зом. Рассказ — небольшое по объёму эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях из жизни че­ловека.

3)   Характеристика героев рассказа «Бежин луг». Характер героя раскрывается Тургеневым через описания внешности, через отношение к тем историям, которые рассказывают мальчики.

Образ Павлуши. Павлуша — один из пяти мальчиков, с кото­рыми познакомился рассказчик у костра, который жгли ребята. Весь облик мальчика говорит о бедственном положении его се­мьи: вся его одежда «состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов». Внешне нескладный: «волосы ...всклоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо блед­ное, рябое, рот, как говорится, с пивной котёл, тело приземи­стое, неуклюжее», Павлуша привлекает своим умным и прямым взглядом, а также силой, звучавшей в голосе. Именно Павлуше доверено наблюдать за варившимся на костре котелком. Зна­чит, это дело привычно для мальчика. Со знанием говорит ге­рой и о рыбе, блеснувшей на реке, и о покатившейся звезде: «...Вишь плеснула, — прибавил он, повернув лицо в направле­нии реки, — должно быть, щука... А вон звёздочка покатилась». Павел ведет себя по сравнению с другими ребятами наиболее смело. Когда после рассказа Илюши о лесной нечисти все вздрогнули, услышав чей-то шипящий свист, Павел крикнул: «Эх вы, вороны!., чего всполохнулись?» — и перевёл сразу раз­говор на бытовую тему, сказав о том, что картошка сварилась. Хорошо разбирается герой в повадках лесных зверей и птиц: то он слышит крик цапли, то объясняет, что белый голубок отбил­ся от дома и теперь ищет места для ночлега. Вернувшись с реки, Павел говорит о том, что ему показалось, будто его звал водя­ной. Всего боявшийся Илюша отмечает, что это плохая приме­та. Но Павел не боится примет, так как верит в судьбу и считает, что «своей судьбы не минуешь». В финале рассказа читатель уз­наёт о трагической гибели мальчика, но не в воде: «он убился, упав с лошади». Именно Павлуша вызывает наибольшие симпа­тии рассказчика, так как, не испугавшись, «с криком бросился вслед за собаками». В этот момент он был особенно хорош: «Его некрасивое лицо, оживлённое быстрой ездой, горело смелой удалью и твёрдой решимостью. Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка...»

-         Кто является главным героем рассказа? (крестьянские маль­чики из соседних деревень, которые стерегли табун)

-         Как рассказчик попал на Бежин луг? (он заблудился)

-         Охарактеризуйте каждого из пяти мальчиков (Федю, Павлу- шу, Илюшу, Костю, Ваню) по следующему плану (вниматель­но работайте с текстом художественного произведения):

-         возраст;

-         внешность, особенности одежды;

-         отношение к другим мальчикам;

-         рассказываемая история;

- поведение во время какого-либо неожиданного шороха.

-         Кто из мальчиков вызывает наибольшие симпатии рассказ­чика? Почему? (Павлуша, так как наиболее смелый.)

-         Кто из мальчиков лучше всех разбирается в народных по­верьях? На основании чего вы сделали такой вывод? (Илюша, так как именно он рассказывает наибольшее количество раз­личных историй.)

-         Кто из мальчиков ведёт себя наиболее покровительственно? Почему? (Федя, так как он старший — ему около четырнадца­ти лет — и из богатой семьи, поэтому выехал в поле не по ну­жде, а для забавы.)

4)   Образ рассказчика в рассказе. Рассказчик в тургеневском рассказе — сторонний наблюдатель, охотник, заблудившись, случайно оказавшийся на Бежином лугу. Образ рассказчика в «Записках охотника» очень нужный и активный, выступает в нескольких обликах. То как охотник, сталкивающийся с инте­ресными лицами, когда вовсе не важна его принадлежность к привилегированному сословию. То он случайный зритель или невольный свидетель встречи, разговора («Свидание», «Конто­ра»). То чувствуется сословная дистанция: он — барин, встре­чающийся с господами, вспоминает о прежних встречах с ли­цами, проливающих свет на происходящее («Ермолай и мельничиха»). То рассказчик как бы совершенно растворяется в повествовании («Певцы»). Но он всегда симпатичен, благоро­ден, стоит ближе к крестьянам-праведникам, чем к господам. Он даже берёт сторону угнетённых: уговорил Бирюка помило­вать крестьянина, брезгливо относится к Пеночкину и ему по­добным. Это, несомненно,— просвещённый «друг человечества» в духе сороковых годов, проповедующий социальное равенст­во, видящий пороки крепостнической системы, угнетающей униженных и оскорблённых.

5)    Роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». Страстно любивший природу, Тургенев широко пользовался в «Записках охотника» описаниями природы. Тургенев отно­сился к природе, как к стихийной силе, живущей самостоя­тельной жизнью. Пейзажи Тургенева поразительно конкретны и вместе с тем овеяны переживаниями рассказчика и дейст­вующих лиц, они динамичны и тесно связаны с действием. Пейзаж в тургеневском рассказе не только фон, но и через описание природы раскрываются чувства, переживания геро­ев произведения.

Рассказ «Бежин луг» начинается с описания прекрасного лет­него июльского дня. Здесь И.С. Тургеневым используются эпите­ты: «заря... разливается кротким румянцем», «солнце - не огни­стое, не раскалённое», «лиловый... туман», «цвет небосклона, лёгкий, бледно-лиловый», метафоры: «солнце... мирно всплыва­ет», «облака... почти не трогаются с места», «краски все смягче­ны», сравнения: «облака исчезают... как дым», «как бережно несо­мая свечка, ... вечерняя звезда», которые передают красоту, разлитую в природе. Пейзажные зарисовки отражают отличное настроение, прекрасные впечатления рассказчика. Состояние безмятежного покоя, тишины, исходящее от природы, передаёт­ся и читателю, который становится как бы соучастником собы­тий и чувствует, так же как и рассказчик, все грани июльского дня и наступающего вечера: и «алое сияние... над потемневшей землёй», и «печать какой-то трогательной кротости», и «нако­пившийся зной», и запах полыни, ржи, гречихи. Смена пейзажа передаёт изменяющееся настроение рассказчика, его тревогу, волнение. Вместо ярких красок летнего дня появляются тёмные и чёрные цвета: «тёмным и круглым буром», «угрюмый мрак», «чер­нея», «синеватая воздушная пустота». Природа отражает состоя­ние охотника, поэтому используемые писателем эпитеты и ме­тафоры создают атмосферу страха: в лощине «было немо и глухо», «места, почти совсем потонувшие во мгле», «нигде не мерцал огонёк, не слышалось никакого звука», «очутился над страшной бездной». Вместе с рассказчиком читатель ощущает страх и волнение. Пейзаж в тургеневском рассказе «Бежин луг» помогает читателю глубже передать изменяющееся настроение рассказчика.

-         Как начинает писатель своё произведение? (с описания при­роды)

-         О каком времени года идёт речь в рассказе? (июль)

-         Найдите в тексте эпитеты к слову солнце, («не огнистое, не раскалённое... не тускло-багровое... но светлое и приветно- лучезарное»)

-         Подберите к слову солнце синонимы, используемые писате­лем в тексте рассказа, («могучее светило», «алое сияние» и др.)

-         Как постепенно меняется цветовая гамма произведения? Как читатель понимает, что рассказчик заблудился? (Постепенно на смену светлым цветовым эпитетам приходят: «тёмным и круглым бугром», «места, ...потонувшие во мгле», «над страш­ной бездной» и др.)