Сочинения Русская литература Сочинения 9 класс Что роднит Хлестакова и городничего? сочинение 9 класс
Многие критики и литературоведы отмечают, что главная струна творчества Гоголя — смех сквозь слезы. И смех, и слезы вызваны безобразным общественным устройством России. В своей комедии «Ревизор» писатель глубоко вскрыл пороки и недостатки чиновничьего мира, разоблачив всю насквозь прогнившую систему России. Недаром после первого представления «Ревизора» Николай I заявил: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех».
В комедии «Ревизор» автор представил целую галерею чиновников — мошенников, этих воров в вицмундирах, но более всего, на мой взгляд, ему удались образы Хлестакова и городничего, написанные очень ярко и правдоподобно.
Что же роднит Хлестакова и городничего — этих, казалось бы, таких совершенно разных людей? Разных по возрасту, общественному положению, умственному развитию и, наконец, характеру? Что общего у высокого, упитанного, важного Сквозник-Дмуха- новского и маленького, тщедушного, «приглуповатого» Хлестакова?
Оба они — представители чиновничьего мира, наделенные всеми, свойственными этому миру, отрицательными качествами. Городничий начал службу с нижних чинов, постепенно сделав служебную карьеру. Хлестаков — также мелкий петербургский чиновник. Оба тщеславны и честолюбивы. Но городничий — «человек, созданный обстоятельствами», воплощение здравого смысла, ловкости, хитрого расчета, в то время как Хлестаков — беспечный и легкомысленный, пустейший хвастун, человек «без царя в голове». Несмотря на эту разницу, в них есть немало общего. Оба — лицемеры, люди нечестные.
Городничий во вверенном ему городе ведет себя как уездный царек. Он не только беззастенчиво берет взятки с купцов и горожай, но и спокойно кладет себе в карман деньги, отпущенные государством на строительство церкви, вовсе не заботясь о процветании города. Приняв Хлестакова за ожидаемого ревизора, проявляет незаурядные «дипломатические способности»: угодничая перед «государственной особой», он ловко «ввертывает» Хлестакову вместо двухсот рублей четыреста. Узнав, что Хлестаков просит руки его дочери, городничий тут же строит планы о том, как будет жить в Петербурге, а со временем, имея такого зятя, сумеет «влезть и в генералы». Хлестаков сначала даже и не догадывается, за кого его принимают. Он живет настоящей минутой и всецело отдается «приятности» нового положения. И его главное качество — тщеславие, стремление порисоваться, пустить пыль в глаза — проявляется в полную меру. Он вдохновенно сочиняет небылицы о своем положении в Петербурге. Маленький чиновник, он получает особенное удовольствие, изображая строгого начальника, «распекающего», подобно городничему, своих подчиненных, наводя должный порядок. И так же, как и городничий, обожает брать взятки, причем даже у своего будущего тестя.
Все, что рассказывает Хлестаков о петербургском высшем обществе, все картины блестящей жизни, развертываемые им, — все соответствует самым заветным мечтам и стремлениям городничих, земляник, шпекиных, бобчинских и добчинских, их представлениям о «настоящей жизни».
Иван Александрович Хлестаков — это сама душа всего чиновного николаевского лакейства и идеал человека в этом обществе.
Таким образом, оба этих человека — и Хлестаков, и городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, близки по духу. Оба — лакеи по натуре, люди тщеславные и честолюбивые, лгуны и взяточники, использующие свое служебное положение в корыстных целях.
Гоголь гениально развенчал подхалимство, очковтирательство, казнокрадство, которые были типичными для России его времени.