foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

«Герой нашего времени» — это первый русский социально-психологический, философский роман, цель которого, как обозначил М.Ю. Лермонтов, автор произведения, — «раскрыть историю одной души, хотя бы и самой мелкой». Главный герой романа — молодой офицер Григорий Александрович Печорин. «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии.

Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина?» — так говорит автор о своем персонаже.

Портрет Печорина автор рисует с помощью оригинального композиционного приема: роман состоит из нескольких новелл, объединенных одним главным героем. В каждой из них Лермонтов показывает нам Печорина то с одно, то с другой стороны, намеренно нарушая хронологию событий. Такой подход постепенно формирует у читателя, по меньшей мере, двойственное мнение о персонаже.

Вот Максим Максимыч говорит о Печорине: «...Григорий Александрович был странен. Например, сидит у себя в комнате, ветер качнёт, ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьёшься, зато уж иногда как начнёт рассказывать, так животики надорвёшь со смеха...». Отсюда понятно, что Печорин — храбр и не лишен чувства юмора, с другой стороны — задумчив, молчалив и эмоционален. Эти черты характера, а также его ум и образованность, делают Григория Александровича объектом внимания женщин. Бэла, княжна Мэри, Вера — это лишь три жертвы «страдающего эгоиста», как назвал Печорина В.Г. Белинский. Мне очень хочется добавить к определению критика слова «от безделья», но развивать эту тему здесь не будем.

Итак, портрет Печорина через призму его отношений с женщинами. Бэла трагично погибает, княжна Мери и Вера испытывают лишь горе и страдания после знакомства с молодым офицером. Почему и зачем так беспощадно ломает их судьбы герой романа? Полный и развернутый ответ на этот вопрос дает нам Лермонтов словами, а точнее, записями, из дневника Печорина. «Я как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенная на берег, она скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце». Из этих строк становится понятно, что душа Печорина мечется, не находя покоя в рамках тех условий и условностей, которые были присущи тому времени. Знакомство, взаимный интерес и флирт, влюбленность и разрыв — это тот эмоциональный суррогат, которым Печорин заменят подлинные чувства, которыми могла бы быть наполнена его жизнь. Добавим сюда же дуэль с Грушницким, — как еще один пример поступка, который помог бы получить «порцию адреналина» в цепи беспросветных будней.

«Пробегаю в памяти всё моё прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел, твёрд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший цвет жизни», — так объясняет свои поступки Печорин перед дуэлью с Грушницким. «Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...». Эти и другие подобные высказывания Лермонтова, вложенные в уста его персонажа, подводят читателя к мысли о том, что «печорины» — не только герои, но и жертвы своего времени. По Белинскому, противоречивость характера Печорина вызвана «глубокостью натуры и жалкостью действий одного и того же человека». Критик говорит о нем, как о человеке, беспокойный дух которого «требует движения, деятельность ищет пищи, сердце жаждет интереса в жизни... В этом человеке есть сила духа и могущество воли». Он относит Печорина к категории «лишних людей», для которых в окружающем их обществе не находится места, и развернуто объясняет причины сложившейся ситуации. Для меня же Печорин — не более чем еще один литературный образ бездельника и повесы, а все утверждения о скрытой силе духа и могуществе воли и отсутствии возможности их продемонстрировать — лишь способ хоть как-то оправдать бесполезное существование. К сожалению, человеческая натура такова, что «печорины» были, есть и будут оставаться «героями» вне времени.