Многие критики и литературоведы отмечают, что главная струна творчества Гоголя — смех сквозь слезы. И смех, и слезы вызваны безобразным общественным устройством России. В своей комедии «Ревизор» писатель глубоко вскрыл пороки и недостатки чиновничьего мира, разоблачив всю насквозь прогнившую систему России. Недаром после первого представления «Ревизора» Николай I заявил: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех».
А. С. Пушкин, высказывая свое мнение о пьесе Грибоедова, усомнился в художественной цельности образа Чацкого. Самым умным действующим лицом комедии поэт называл самого драматурга, а Чацкий, в интерпретации Пушкина, — «благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (а именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями». Поэт признавал, что все сказанное Чацким очень умно, а вот обращение с пламенными воззваниями к московским бабушкам, Скалозубу и Фамусову подобно метанию бисера перед свиньями: «Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и тому подобными».
Основу романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» составляет любовная история двух главных персонажей — Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Однако не менее важным является еще один образ, проведенный через весь роман и объединяющий текст в единое целое. Это образ автора, который является центральным наравне с образами Евгения и Татьяны, хотя и не входит в главную сюжетную линию романа. Трудно представить себе пушкинский роман без авторских пояснений, суждений, оценок. Для сравнения: образ Ленского, который умирает задолго до окончания романа, служит лишь элементом фона, оттеняющим характером главных героев. Уход этого героя со страниц романа нимало не препятствует его продолжению и даже не очень влияет на сюжет.
Сентиментально-психологическая повесть «Бедная Лиза» (1792) принесла Н. М. Карамзину славу и сделала его кумиром читающей публики. Место действия повести — окрестности Симонова монастыря — стало «литературным местом», куда совершали паломничество многочисленные «чувствительные» москвичи. Канули в вечность увлечения, вкусы, представления дворянского читателя XVIII века, любившего повести Карамзина. Давно забыты литературные споры, которые они вызывали. Что же находит для себя новый читатель, далекий от прежних традиций, в этом несколько наивном и очень лирическом повествовании о судьбе бедной девушки? Чем определяется новизна этой повести? Почему мы называем «Бедную Лизу» поворотным этапом истории русской литературы?
Единственный женский образ в «Слове о полку Игореве» — образ Ярославны, жены Игоря. Он всегда привлекал читателей, вдохновлял художников, композиторов, поэтов. На фоне мужественных воинов, на фоне грозных битв и кровопролития образ этой нежной, красивой женщины является неповторимым. Ярославна'— персонаж исторический. Она была дочкой галицкого князя Ярослава Осмомысла. Настоящее имя княгини — Ефросинья.
Князь Игорь Святославич — честный и открытый, он любит свою родину, способен отдать за нее собственную жизнь. Но за сильными плечами мужественного этого воина стоит нежная и любящая жена, которая героически ждет возвращения любимого мужа. Игорь в неволе создает планы будущего побега.
В одной из своих статей В. Г. Белинский справедливо заметил, что каждое поколение воспринимает Пушкина по-своему. Причину этого явления блестяще определил Н.В. Гоголь, который беспредельно любил Пушкина, справедливо считая его своим учителем: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это Русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет». Двести лет прошло, и мы с полным правом можем сказать, что прогноз великого Гоголя воплотился в реальность не полностью — гений Пушкина непревзойден, а наших современников и наше общество мучают те же проблемы, что и современников Пушкина.
Первая глава романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» представляет собой историю «болезни души» главного героя. Хотя в этой главе поэт рисует всего лишь один день из его жизни, она является ключевой в понимании как самого образа Евгения Онегина, так и последующих событий романа.
Первые же строфы передают довольно циничные мысли раздраженного Евгения, негодующего по поводу злой судьбы, которая заставила его проводить лучшие часы своей жизни возле прикованного к постели умирающего старика:
Появление романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» вызвало неоднозначную реакцию критики. Негативная оценка касалась, в первую очередь, главного героя Печорина. Профессор Московского университета С.П. Шевырев видел в Печорине явление порочное, не свойственное русской жизни, навеянное влиянием Западной Европы. Критика раздражала «гордость человеческого духа», отображенная в романе Лермонтова в «злоупотреблениях личной свободы и разума, какие заметны во Франции и Германии». Консервативный дух подобных критиков отвергал идею независимой, самостоятельно мыслящей личности, им было чуждо всякое проявление собственной воли и разума, критического отношения к окружающему миру.