Сочинения
Русская литература
Сочинения 9 класс
ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ (образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)



Любовная лирика А. С. Пушкина составляет немалую часть всего поэтического наследия стихотворца. Есть в ней и строфы_откровения, строфы - признания Пушкина в любви, и нежные послания, и четверостишия в альбом, и мимолетные зарисовки вспыхнувшего чувства, и поистине волшебные в изображении предмета пылкой страсти поэта сонеты. Многогранность любовной лирики Пушкина обусловлена множеством его влюбленностей.
«Слово о полку Игореве» стало известно широкому кругу читателей благодаря известному собирателю древнерусских рукописей графу А. И. Мусину-Пушкину. Оно было издано в 1800 году. Однако спустя двенадцать лет во время нашествия Наполеона все богатейшее собрание древнерусских рукописей, принадлежавших графу, в том числе и сборник со «Словом», погибло при пожаре Москвы. Тогда же погибла и часть тиража первого издания.
В настоящее время в государственных хранилищах и у частных лиц находится около 60 его экземпляров.
В «Дневнике писателя» за 1876 год Ф.М. Достоевский в противовес критику В. Г. Авсеенко, критиковавшему «Мертвые души» за отсутствие внутреннего содержания, писал, что «Женитьба» и «Мертвые души» — «самые глубочайшие произведения, именно по выводимым в них художественным типам. Эти изображения, так сказать, почти давят ум глубочайшими непосильными вопросами, вызывают в русском уме самые беспокойные мысли, с которыми, чувствуется это, справиться можно далеко не сейчас; мало того, еще справишься ли когда-нибудь».
Действительно, глубина художественных типов, выводимых Гоголем, иногда не подвластна осознанию.
В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» правдиво изображен пошлый и подлый мир, говоря словами Герцена, который «населен призраками сановников в отставке, прикрывающих орденами и звездами целые бездны неспособности, невежества, тщеславия, угодливости, надменности, низости и даже легкомыслия; и вокруг этих покойников, которых позабыли похоронить, целый мир — клиентов, тунеядцев, интриганов, влачащих существование, исполненный формализма, этикета, лишенный всякого общественного интереса». Наиболее ярким и типичным представителем этого мира, изображенного в комедии Грибоедова, является Фамусов.
Грушницкий - представитель целого разряда людей - по выражению Белинского, - имя нарицательное. Он из числа тех, которые, по мнению Лермонтова, носят модную маску разочаровавшихся людей.
Меткую характеристику Грушницкому дает Печорин. Он, по его словам, позер, выдающий себя за романтического героя. «Его цель - сделаться героем романа», говорит он «пышными фразами, важно драпируя в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект - его наслаждение».
«Тамань» — остросюжетная и вместе с тем самая лирическая повесть, которая продолжает традиции романтических разбойничьих повестей, но по отношению автора к воспроизводимой ним действительности представляет полную противоположность романтическим произведениям его предшественников. Белинский высоко ценил эту повесть, называя ее лирическим стихотворением: «Она вся в форме; если выписывать, то должно бы выписать всю от слова до слова; пересказывание ее содержания даст о ней такое же понятие, как рассказ, хотя бы и восторженный, о красоте женщины, которой вы сами не видели».
Как правильно отметил Белинский, пересказ сюжета повести не дает нам представления о ее красоте, гармонии, лиричности.
«Слово о полку Игореве» родилось в эпоху, когда политическая ситуация в Древней Руси крайне осложнилась. В первую очередь, это было связано с бесконечными междоусобными войнами, буквально раздирающими некогда могучее государство на части. С другой стороны, Руси начал угрожать внешний враг — грозные степные завоеватели. Словно предчувствуя неминуемую беду, автор произведения обратился к своим современникам, в особенности к тем, в чьих руках была сосредоточена власть и будущее страны, с пламенным призывом объединиться.
В основе сюжета «Слова о полку Игореве» лежат подлинные исторические факты. В XI веке юго-восточные границы Киевского государства подвергались опустошительным набегам степных кочевников половцев.
«Молчалины блаженствуют на свете», — восклицает Чацкий, когда окончательно убеждается, что Софья предпочла ему этого неисправимого подхалима и лицемера. Но Чацкий был охвачен пламенным чувством, и его обида понятна. Современному же читателю, свободному от предвзятого отношения к изображаемым персонажам, вполне под силу объективно оценить и Чацкого, и Молчалина. «Блаженствуют ли Молчалины на свете?» — задаем мы себе вопрос, для ответа на который попробуем четко обрисовать жизненную программу каждого из них.
Для того чтобы найти точки соприкосновения мировоззрений героев, обратимся к понятию «ум», которое Грибоедов вынес в название пьесы.