Одно из последних стихотворений Лермонтова, лирический итог многочисленных исканий, тем и мотивов. Белинский относил это стихотворение к числу избраннейших вещей, в которых «все лермонтовское». Не будучи символическим, с мгновенной непосредственностью запечатлевая настроение и чувство в их «лирическом настоящем», оно тем не менее сплошь состоит из высокозначимых в лермонтовском мире эмблематических слов, каждое из которых имеет долгую и изменчивую поэтическую историю.
Чичиков познакомился с Ноздревым раньше, на одном из приемов в городе NN, но встреча в трактире - первое серьезное знакомство с ним как Чичикова, так и читателя.
Мы понимаем, к какому типу людей принадлежит Ноздрев, сначала видя его поведение в трактире, его рассказ о ярмарке, а затем прочитав непосредственную авторскую характеристику этого «разбитного малого», «исторического человека», имеющего «страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины».
«Как часто пестрою толпою окружен…» - одно из самых значительнейших стихотворений Лермонтова, по своему обличительному пафосу близкое к «Смерти поэта». Творческая история стихотворения доныне являлась предметом неутихающих споров исследователями. Стихотворение имеет эпиграф «1_е января», указывающий на его связь с новогодним балом.
Центральный образ лермонтовской лирики юношеского периода — образ лирического героя, открыто противостоящего враждебному внешнему миру. Это душа мятежная, романтическая, страдающая. Он всегда властвует над событиями и явлениями жизни. Не жизнь подчиняет его себе, а он стремится переделать ее по идеальному образцу. Но вскоре он осознает полную бесплодность своих попыток изменить устоявшийся порядок жизни, и его душу наполняют разочарование, тоска, печаль и осознание бессмысленности происходящего. Но кто способен услышать поэта? Поколение «лишних людей» бесстрастно и равнодушно.
Лирические произведения М. Ю. Лермонтова — это своеобразная лаборатория, в которой исследуется внутренний мир его лирического героя. И предметом исследования в ней являются, в частности, те воздействия, которые испытывает личность со стороны внешнего мира.
Внутренний мир Лермонтова в его лирике выступает в значительной мере уже сложившимся, хотя еще испытывающим новые впечатления и изменяющимся.
Трудно быть поэтом в эпоху, которая отличается «безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства». Не потому ли основное чувство, пронизывающее поэзию Лермонтова, — тоска и одиночество.
Обращаясь к истории написания стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен...», нельзя не вспомнить рассказ Тургенева, который вошел в его «Литературные и житейские воспоминания». По словам писателя, в 1840 году он встретил Лермонтова на одном из балов в Дворянском собрании.
На балу поэту не давали покоя, беспрестанно к нему приставали, брали его за руки. Одна маска сменялась другой, а он почти не сходил с места и молча слушал неинтересные разговоры, поочередно обращая на собеседников свой сумрачный взгляд.
Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» представляет собой крупномасштабное исследование мира «мертвых душ», мира людей, скрывающих за маской активной жизненной позиции пошлость и низость своих истинных чувств и поступков. Два характера — Чичиков и Ноздрев — господа, не принадлежащие к породе «тонких», но и отличные от «толстых», господа «средней руки» по достатку, образу жизни и положению в мире «мертвых душ». Однако между ними есть существенные отличия, которые, в свою очередь, не позволяют нам склонить чашу весов морального правосудия ни в сторону одного, ни в сторону другого. Они одинаковы в своей «срединности», располагающей к себе и столь обманчивой.
Творчество Николая Васильевича Гоголя пришлось на мрачную эпоху Николая I. Это были 30_е гг. XIX столетия, когда в России после подавления восстания декабристов царила реакция, все инакомыслящие преследовались, лучшие люди подвергались гонениям. Описывая современную ему действительность, Н. В. Гоголь создает гениальную по глубине отражения жизни поэму «Мертвые души».