foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Интерес А. С. Пушкина к злободневным проблемам современности проявился уже в его лицейской лирике, а в романе «Евгений Онегин» одним из ключевых мотивов является конфликт между личностью и обществом. Пушкин поставил перед собой задачу объективно показать характер современного молодого человека во всей его сложности и противоречивости, на фоне обычных контактов с окружающими.

Главный герой произведения, Евгений Онегин, охладел к светской жизни. Им овладела хандра, и в поисках спасения от нахлынувшей на него апатии он бежал от света и привычного общества в глухую деревню. Там Онегин искал уединения, однако сразу же по прибытии столкнулся с необходимостью следовать уже устоявшимся правилам поведения и общаться с назойливыми соседями.

Подробнее...

Эта достаточно традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и др. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал Пушкин в своей поэзии. Наиболее ярко это проявилось в теме поэта и поэзии.
Этот вопрос затрагивается уже в первом опубликованном стихотворении «К другу стихотворцу» (1814 г.).

Подробнее...

Роман Лермонтова весь как бы соткан из противоположностей, которые сливаются в единое гармоническое целое. Он классически прост, доступен каждому, даже самому неискушенному читателю, вместе с тем необыкновенно сложен и многозначен и в то же время глубок и непостижимо загадочен. При этом роман обладает свойствами высокой поэзии: его точность, емкость, блеск описаний, сравнений, метафор; фразы, доведенные до краткости и остроты афоризмов, - то, что прежде называлось «слогом» писателя и составляет неповторимые черты его личности, его стиля и вкуса, - доведено в «Герое нашего времени» до высочайшей степени совершенства.

Подробнее...

Летом 1824 г. А. С. Пушкин по наущению своих врагов был отправлен петербургским начальством в псковское село Михайловское. Еще в Одессе поэтом овладевали мрачные настроения. «Скучно … вот припев моей жизни» - писал он своему другу Дельвигу, при этом называя себя «ссылочным невольником». А тут еще предстояла разлука с морем, поддерживающим в Пушкине творческие силы на протяжении всей южной ссылки. Так появилось стихотворение «К морю».

Подробнее...

М. В. Ломоносов известен нам, в первую очередь, как выдающийся физик и химик. Однако сам он называл себя полигистором, то есть человеком, работающим в нескольких различных науках. Ломоносов был широко образованным человеком, ему характерно отсутствие сомнений в своем предназначении. Он был уверен в своей культурной миссии, в величии своей государственной роли. Он прекрасно осознавал важность реформ и преобразований, «несравненных дел Петра Великого» и того, что Россия — страна, в которой «широкое открыто поле, где музам путь свой простирать». Поэзия же, возглавляющая и восславляющая это царство, по его мнению, служит объединяющим центром для этих муз, пространством их сопряжения.

Подробнее...

Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20_х гг. XIX в. Главный конфликт, на котором построена комедия, - противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». В литературе того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег (по мере необходимости) некоторыми законами ее построения.

Подробнее...

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» выдержана в рамках классицизма. Назначение комедии в классицизме — смешить, «издевкой править нрав», то есть смехом воспитывать отдельных представителей дворянского сословия. Вопрос о том, каким должен быть истинный дворянин и отвечают ли российские дворяне своему высокому положению в государстве, оставался главным для Фонвизина. Как отмечал В. Г. Белинский, комедия «Недоросль» представляет собой «сатиру на нравы», то есть фактически является слепком событий той эпохи. Любой смешной сюжетный поворот комедии может привести в ужас, стоит только представить на минуту, что такое могло происходить и происходило в жизни российского общества XVIII века. А. И. Герцен утверждал, что данное «произведение сохранится навсегда в русской истории и литературе, как картина нравов русского дворянства, перерожденного Петром I».

Подробнее...

В письме к Пушкину Гоголь обращается с просьбой, которую принято считать началом, исходной точкой «Ревизора»: «Сделайте милость, дайте какой_нибудь сюжет смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, будет смешнее черта». И Пушкин рассказал Гоголю и об истории с литератором Свиньиным, и о происшествии, случившемся с ним самим, когда он отправился в Оренбург за материалами для «Истории Пугачева».

Подробнее...