В стихотворении «Тройка» (1846) главный мотив творчества Некрасова — беды и страдания народа — перерастает в беды и страдания самого поэта. В лирическом произведении изображается судьба женщины-крестьянки. В основе лирического сюжета стихотворения — предвидение будущего женщины-крестьянки, которое даётся поэтом в двух вариантах:
Стихотворение «Учись у них - у дуба, у берёзы...» (1883) принадлежит к пейзажной лирике Фета: через природу поэт постигает тончайшую психологическую правду о человеке:
Сергей Александрович Есенин родился в сентябре 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии в семье зажиточных крестьян. Детство его прошло в доме деда Фёдора Титова, куда мать вернулась в 1899 году, после того как временно разошлась с мужем. В 1904 году Есенина отдали в Константиновское земское четырёхгодичное училище, а в 1909-м отправили продолжать учение во второклассную церковно-учительскую Спас- Клепиковскую школу.
Стихотворение «Звезда полей» создаётся в поздний период творчества поэта. Николай Рубцов много объехал земель и много видел, но для него не было ничего родней и ближе, чем северная, скудная на урожай, но щедрая на душевное тепло родная земля, поэтому лирическое произведение посвящено России. Лирический герой размышляет о роли дома, родного края в жизни человека.
С.А. Есенин называл себя «последним поэтом деревни». Он любил русскую деревню, сельский труд, природу. Природа была для поэта стимулом творчества, поэтому большинство лирических произведений Сергея Александровича посвящены родному краю, прекрасным русским просторам.
М. Е. Салтыков-Щедрин – великий русский сатирик, революционер-демократ, соратник Чернышевского и Некрасова. Своим оружием против общественного зла и социальной несправедливости он избрал сатиру, а именно – сатирическую сказку-притчу. Этот жанр он развил в своем творчестве до совершенства. В своих аллегорических сказках писатель сумел сказать о русском обществе 1860–1870 гг. больше, чем историки тех лет.
Чернышевский утверждал: «Ни у кого из предшествующих Щедрину писателей картины нашего быта не рисовались красками более мрачными. Никто не карал наших собственных язв с большей беспощадностью».
Основной конфликт комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» – столкновение «века нынешнего» в лице Александра Андреевича Чацкого с «веком минувшим», представленным в комедии фамусовским обществом. Но разве «век минувший» – это век, ушедший навсегда, освободивший при этом место новому времени с совершенно иными жизненными ценностями? На мой взгляд, Чацкий необъективен в своем суждении о «наступившем» и «прошедшем» временах, считая, что «нынче свет уж не таков», как прежде. Эта необъективность в убеждениях героя обусловлена его молодостью и некоторой наивностью. Чацкому, который только что вернулся из долгого путешествия, трудно понять атмосферу в доме Фамусова и правильно оценить нравы «прошедшего житья».
Пожалуй, нет больше поэта, который так красочно, так восторженно и с такой бесконечной любовью воспевал бы природу, как Есенин, отведя ей одно из центральных мест в своем творчестве. «Поэт деревни», поэт природы, он ни одно свое произведение не обделил хотя бы маленьким упоминанием о природе. Ее красота, гармония и совершенство стали для Есенина мерилом красоты вообще.