В. Солоухин в этой статье осветил проблему безразличного отношения человека к лицу своей страны. Народ сам создает и определяет пейзаж родины.Писатель на примере дореволюционной России показал, как определялось лицо, силует каждого города. Также ландшафт украшали постройки помещиков.
Каждый из живущих на земле рано или поздно, часто или крайне редко вступает в конфликт с окружающим миром и людьми. Выходит победителем только тот, кто готов на разумный компромисс, на душевную теплоту и возможность прощения. Таких людей немного. Но еще меньше тех, кто выходит победителем из сложнейших внутренних конфликтов личности. В основе серьезных внутренних противоречий, как правило, разобщенность разума как способности человека здраво оценивать жизненные ситуации и чувства как эмоционального порыва и полета души. Возможен ли выход из подобного конфликта? Далеко не всегда.
Обычно, когда мы слышим слово «победа», у нас возникают ассоциации с Великой Победой нашей страны в Великой Отечественной войне. Мы живем величием этой Победы, мы вообще существуем благодаря ей. Но есть и маленькие победы, которые значат не меньше, чем успех в военной операции или полное поражение противника. Это победы над собой, над обстоятельствами, даже над собственной смертью.
Роман Николая Островского «Как закалялась сталь» сейчас не входит в школьную программу, а по внеклассной его читают единицы. И все Ж6 я благодарен судьбе, что мне в руки попалась эта замечательная книга.
Нельзя оспорить истину, что человек познает мир двумя способами: через разум и чувства. Человеческий разум отвечает за то познание мира, которое характеризуется устойчивыми целями, мотивами деятельности, склонностями и интересами. Однако, познавая действительность, человек чувственно относится к предметам и явлениям, окружающим его: к вещам, событиям, к другим людям, к своей личности. Одни явления действительности его радуют, другие печалят, одни вызывают восхищение, другие возмущают его... Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев — все это различные виды субъективного отношения человека к действительности, переживания им того, что на него воздействует...
Дружба и вражда — понятия, безусловно, несовместимые. Если друзья предают друг друга, завидуют друг ДРУГУ» говорить о продолжении отношений крайне сложно. Примеры возвращения теплых доверительных отношений после маленьких или больших предательств редки и далеко не всегда удачны. Однако все таки можно в редких случаях говорить о том, что даже после сложных конфликтов можно избежать бесконечной вражды и сохранить чувство привязанности.
Для того чтобы подтвердить мысль о возможности сохранения дружбы без перерастания ее во вражду, обратимся к рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
Парадоксальная, на первый взгляд, мысль: дружба и вражда всегда идут рядом, дополняя друг друга и одновременно противореча. Где же та тонкая грань, за которой одно из самых светлых человеческих чувств перерастает в зависть, неприязнь, ненависть? Какие нравственные постулаты должны лежать в основе теплых, искренних дружеских отношений, чтобы вражда была просто невозможна, немыслима как форма человеческих отношений? Думается, что фундаментом многолетней, неразрывной дружбы можно считать желание и стремление одного человека поддержать другого в несчастье и в то же время в радости суметь разделить с другом его успех.
С дружбой все понятно, это чувство, которое основано на взаимном уважении, доверии, общих интересах, готовности прийти на помощь и т.п. Но бывают такие ситуации, когда люди, которые и не помышляли о духовной общности, становятся друзьями, когда у них появляется общий враг. Возможно, это станет более понятным, если рассмотреть данное утверждение на примере произведений художественной литературы. Возьмем его из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Никто не станет утверждать, что Маргарита и Воланд — друзья. Однако есть то, что их сблизило окончательно в сцене «Бал у сатаны», сделало почти родственными душами (если так можно сказать о Дьяволе!). Этот общий враг — люди, порочащие само это название.
Бывает ли дружба без вражды? Многие, опираясь исключительно на житейский опыт, вероятно, скажут: «Не существует идеальных отношений: рано или поздно, по серьезным поводам или абсолютно надуманным и ничтожным, вполне возможны разногласия даже между очень близкими людьми».
Произведения русской литературы, напротив, показывают яркие примеры настоящей, хотя и не лишенной некоторых споров дружбы (Андрей Болконский и Пьер Безухов, Илья Ильич Обломов и Андрей Штольц). Но это русская классика XIX века с ее устремленностью к нравственным высотам человеческого духа, высокими идеалами служения добру. А что же современная литература, новейшая литература нашего века? Можно ли в произведениях современников встретить примеры искренней, преданной дружбы столь высокого нравственного наполнения, что вражда как безнравственный способ разрешения противоречий ей совсем несвойственна?
Оказывается, есть такие произведения. В сентябре 2016 года в России проходил VII Межрегиональный культурно-благотворительный фестиваль «Во имя жизни». Удивительно то, что он собирает не просто модных современных авторов. Нет! Встречаются с читателями, знакомят их со своими стихами авторы-инвалиды. Сколько среди них талантов!
Обратимся к творчеству Лоры Тасси, поэта из города Казани. Есть у этого автора стихотворение «Баллада о верном друге». А в нем искренние, проникновенные мысли о том, какой бывает дружба без вражды, дружба, спасающая от одиночества, возвращающая надежду на доверие к людям. Именно такие взаимоотношения у лирической героини с ...одиноким псом, которого она, человек, сам нуждающийся в заботе и внимании, приютила, лечила, кормила. Верный и преданный друг платит нежностью и защитой физически слабого человека от жестокого окружающего мира:
Если пес ослабеет однажды в неравном бою, Защищая того, кто щенком его принял в семью, Человек все поймет, на руках занесет на порог, Смоет бережно кровь, перевяжет израненный бок. После этого дружеские отношения становятся еще более крепкими, а привязанность абсолютной и полной. И вновь текут дни, и вновь человеку и собаке есть кому отдавать свое тепло и любовь.
Лора Тасси приходит к мысли о том, что бывают в жизни такие страшные беды, такая опустошенность, что кажется: это навсегда. Но именно в тот момент, когда одиночество столь страшно, что уже и не отличает человек, сколько уже лет он один: год или тысячу лет — судьба посылает единственного друга, такого, которого невозможно предать, такого, с которым вражда абсолютно невозможна:
Для того, кто один и поддержкой ничьей не согрет, Все равно: год прошел или долгая тысяча лет... И тогда человек проклинает, в сердцах, небеса, А судьба посылает ему одинокого пса... Подводя итог рассуждениям, можно сделать вывод: на свете бывает дружба без вражды. Возможно это трепетное, доверительное чувство лишь тогда, когда два живых существа устали от одиночества, неверия в людей, физической и душевной боли. В самый безысходный и страшный момент страданий, когда кажется, что уже ничего измениться не может, появляется друг, который заполняет твою жизнь полностью, без остатка, любовью и лаской. И неважно, кто это: человек или собака. Важно другое: вражда и предательство в отношениях, выстраданных, основанных на заботе и верности, просто невозможны!