foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Меню сайта

Роман Л. Н. Толстова «Война и мир» - один из величайших шедевров русской литературы. В нём описано великое множество персонажей, наделённых неповторимой внешностью и индивидуальностью. Две героини романа: Наташа Ростова и Элен Курагина (впоследствии Безухова) очень разные, хотя обе принадлежали к светскому обществу. Они полные противоположности друг друга.

    Наташа – любимая героиня писателя. Она чуткая и отзывчивая девушка, которая живёт эмоциями и чувствами. Вот как описывает её сам автор: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад чёрными кудрями, тоненькими оголёнными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребёнок ещё не девушка». Для Толстова красота - это не главное, главное – душевное состояние человека, его внутренний мир. Когда Наташе весело – она искренне смеётся, а когда грустно – плачет горькими слезами. Она постоянно в движении. Именно своей непоседливостью и энергичностью она вернула к жизни князя Андрея. Когда он приехал в Отрадное и остался ночевать, Болконский случайно подслушал разговор двух юных девушек. Это были Наташа и Соня. Наташа восхищалась красотой ночи. Она просто была счастлива, всё время приговаривала: «Ах, какая прелесть!» Князь Андрей понял, что жизнь не стоит на месте, что нужно продолжать жить и радоваться каждому прожитому мгновению точно так же, как и эта девушка.
    Наташа за всех переживает, ей не безразличны окружающие её люди, будь то родные и близкие или совершенно не знакомые, но нуждающиеся в чьей-то поддержке. Примером тому служит подготовка к её первому в жизни балу: «Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни. Она в этот день встала в восемь часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности. Все силы её с самого утра были устремлены на то, чтоб они все: она, мама, Соня – были одеты как нельзя лучше». То есть, она думает не только о себе, вернее, о себе она думает в последнюю очередь. Она искренне хочет, чтобы её любимая мать и подруга выглядели на бале как нельзя лучше. Такую же самоотверженность она проявляет и в случае с ранеными, когда вся семья Ростовых покидала имение. Сначала она упросила мать, чтобы та разрешила оставить их у себя в доме. Раненые остались. Но потом, когда Наташа узнала, что они всей семьёй будут уезжать, а раненых оставят одних на растерзание врагу, она пришла в ужас. Она воскликнула: «По-моему, это такая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю! Разве мы немцы какие-нибудь?...». Наташа хотела увезти их вместе с собой, рискуя остаться без приданого. Графиня была против, так как она была в первую очередь мать, которой далеко не безразлично будущее своих детей. Но Наташа и слушать не хотела ни о каком приданом. Она не могла оставить этих людей на произвол судьбы. Толстому нравится такая жертвенность со стороны героини. В этом была вся она.
    Полная противоположность Наташи Ростовой – гордая Элен. Эта женщина всегда блистала в свете, не отличалась особым умом, но была наделена необыкновенной красотой. В первых главах в гостиной Анны Павловны Шерер автор представляет её читателям: «Княжна Элен улыбалась; она поднялась с той же неизменяющеюся улыбкой вполне красивой женщины, с которою она вошла в гостиную. Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собою блеск бала, подошла к Анне Павловне». Писатель ещё раз подчёркивает то, что, по его мнению, красота для женщины не главное. У Элен же это было единственное достоинство. Она ничего больше не умела, кроме как выгодно показать себя в новом наряде. Элен была порочной и глупой женщиной. Бальное платье было для неё своего рода рабочей одежной, а сам бал уже не вызывал у неё восторга. Автор сравнивает внешний вид её и Наташи на бале у екатерининского вельможи: «Её (Наташи) оголённые шея и руки были худы и некрасивы в сравнении с плечами Элен. Её плечи были худы, грудь неопределённа, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по её телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы её не уверили, что это так необходимо надо». На страницах романа Толстой сравнивает Элен с греческой статуей, она будто сделана из камня. Это очень точное сравнение, так как в духовном плане она пустая. Для неё не существовало таких понятий, как «семья», «любовь», «добродетель». А, когда Элен умерла, она не оставила после себя ничего, кроме сплетен. В памяти людей всплывала лишь её внешность.
    Таким образом, автор представил читателям двух абсолютно разных героинь. Наташа готова жить для других, готова пренебречь собой ради тех, кто в этом нуждается, а Элен живёт только ради себя и своих прихотей, она эгоистична. Писатель ценит те человеческие качества, которыми он наделил Наташу, поэтому она – его любимый персонаж.

загрузка...
загрузка...