Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» - произведение во многом шокирующее. Оно о том, как одно утро, одно событие кардинально изменило всю жизнь человека.
Композиция произведения очень проста: рассказ делится на две части, противопоставленные друг другу. Оба эпизода, составляющие рассказ, взяты из жизни генерала Б., с которым рассказчика свела любовь к его дочери.
Лев Николаевич Толстой отрицал войну, горячо спорил с теми, кто находил в ней красоту ужаса. При описании войны 1805 года Толстой выступает как писатель-пацифист, но при изображении войны 1812 года автор переходит на позиции патриотизма.
Война 1812 года предстает в изображении Толстого как война народная. Автор создает множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение. Купец Ферапонтов убежден, что французов не пустят в Москву, «не должны», но, узнав о сдаче Москвы, он понимает, что «решилась Расея!». А если уж Россия гибнет, то нечего спасать свое добро. Он кричит солдатам, чтобы забирали его товары, лишь бы ничего не досталось «дьяволам». Мужики Карп и Влас отказались продавать сено французам, взяли в руки оружие и ушли в партизаны.
Почему Пьер Безухов и Андрей Болконский относятся к числу любимых героев Льва Толстого? Ведь натуры этих персонажей совсем разные. Уже в салоне А. Шерер Андрей напоминает скучающего Онегина, которому светские гостиные внушали отвращение. Если Пьер по наивности благоговеет перед салонными гостями, то Болконский, имея большой жизненный опыт, презирает собравшихся.
Пьер Безухов — один из самых любимых героев Толстого. Его духовные поиски носят вселенский характер и в метафизическом плане романа этот образ является ключевым для понимания смысла великой эпопеи.
Первая встреча с Пьером происходит в салоне Анны Шерер. Уже тогда этот “опасный молодой человек” не вписывался в жизнь светской черни, где главное — мелкие эгоистические интересы, где вместо людей — маски, а настоящие человеческие чувства подменены их жалкой имитацией. Пьер же с самого начала ищет чего-то более глубокого.
В рассказе “После бала” особенно силен обличительный пафос по сравнению с другими произведениями писателя. В рассказе есть элементы притчи, морализаторское начало, идея просветительства противопоставляется идее духовного совершенствования — все это характерно для позднего Толстого.
Внимательно были прочитаны Толстым газеты и журналы эпохи Отечественной войны 1812 года. Много дней провел он в рукописном отделении Румянцевского музея и в архиве дворцового ведомства. Здесь писатель познакомился с большим числом неопубликованных документов (приказы и распоряжения, донесения и доклады, масонские рукописи и письма исторических лиц). В частной переписке Лев Николаевич находил драгоценные подробности, рисовавшие быт и характеры людей отошедшей эпохи. Этому же помогали и семейные предания: отец писателя, Николай Ильич, был участником Отечественной войны, и его рассказы явились теми первыми зернами, из которых вырос интерес Толстого к событиям 1812 года.
Перед тем как написать картину Бородинского сражения, писатель выезжал в Бородино и составил план расположения русских и французских войск во время сражения.
Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» - одно из самых знаменитых произведений русской литературы, действие которого тесно связано с историей России начала XIX века. Это было время наполеоновских войн, когда французская армия победоносно шествовала по Европе, продвигаясь к границам нашей Родины. Единственной силой, способной остановить это движение, оказался русский народ, поднявшийся на борьбу с захватчиками.
Не перестаешь восхищаться талантом великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Каждый раз, перечитывая его произведения, приходишь к мысли — какой великий дар, какое гигантское чувство слова было заложено в этом человеке. Образы, созданные Толстым, до сих пор живут и волнуют наше воображение. Наверное, ни один писатель не оставил такой яркий след в культуре конца XIX века.
В 1869 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над одним из гениальных произведений мировой литературы — романом-эпопеей "Война и мир". Прочитав роман, можно с уверенностью сказать, что Толстой проявил себя как художник и психолог, до мельчайших подробностей изобразивший полноту событий начала девятнадцатого века.
Впервые мы видим Андрея Болконского в салоне Анны Павловны Шерер: он описан как человек с выражением скуки и недовольства на лице. По мере развития повествования Болконский становится нам более симпатичным. Рядом с Наташей, всегда открытой и искренней, “настоящей”, как назвал ее брат Николай, Андрей становится естественным, самим собой.